tamara_borisova: (Default)
tamara_borisova ([personal profile] tamara_borisova) wrote2009-12-17 08:02 pm

В каком году — рассчитывай...

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...

Сошлися — и заспорили...
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?

Разговор о локусах рая и ада неожиданно (впрочем, вполне «ожиданно»: разве можно разъять хронотоп?) от топоса дал крен в сторону хроноса: моя новая, но очень старая вдруг близкая и знакомая френдиня Гудик [livejournal.com profile] gudi_gudi задала вопрос, как люди представляют себе время.

Я дала первоначальный ответ, но абстрактно, без привязки к календарю.

Гудичку же интересовал «помесячный план», и тогда мы договорились устроить «синхронное плавание»: каждая из нас обязалась в своём журнале предложить эту (мы полагаем, очень животрепещущую) тему для обсуждения.

Однако должна сразу вас предупредить: в отличие от «поисков утраченного рая», этот опрос не является обязательным, то есть вы вольны или вообще не отвечать, или оставить коммент у кого-то из нас в журнале, или написать отдельный пост у себя, а сюда поместить ссылку, чтобы разговор не утрачивал общего русла.

В общем, кому хотите, тому и пишите:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.

Я же в свою очередь обязуюсь не только дать календарную привязку собственному хронотопу (тоже в комментарии), а и попробовать найти в бумажном архиве свой давний перевод стихотворения Роберта Фроста «Ноябрь» (но если он закопан где-то в письмах к Галине Васильевне, то это произойдёт не раньше, чем я до той даты доберусь, набирая тексты).

Я даже уже предварительно поискала, но нашла пока нечто другое, что скоро войдёт в другой лоскут с названием «Венецианские бусы ручной работы» и в жанре «оголтелый дыбр».
И ещё один лоскут вылез, где я собираюсь показывать язык... Лакану — и вообще всей западной философии.

Кто бы ещё в доме за меня полы помыл и отредактировал сегодняшнюю галерную норму?
Нет там желающих, случаем?

Да, чуть не забыла.

Лидин [livejournal.com profile] lidiamp «Ноябрь» и Леночкины [livejournal.com profile] vseleniya «Четыре стороны времён года».Всевидящее Око

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства — значит, текст уворован ботами или плагиаторами (что, в принципе, одно и то же).

[identity profile] shu30.livejournal.com 2009-12-17 08:50 pm (UTC)(link)
Для меня год овальный, а время линейное, но его все равно нет на самом деле )

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-17 09:02 pm (UTC)(link)
Вот как у Вас завёрнуто! Может, это лента Мёбиуса тогда?

[identity profile] shu30.livejournal.com 2009-12-17 09:08 pm (UTC)(link)
скорее намешано: смена времен года, христианская линейность истории и тоже ощущение вневременной природы души, что ли.

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-17 09:12 pm (UTC)(link)
Интересно!
А если "помесячный план"?

(no subject)

[identity profile] shu30.livejournal.com - 2009-12-17 21:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] shu30.livejournal.com - 2009-12-17 21:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-17 21:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] shu30.livejournal.com - 2009-12-17 21:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 09:08 (UTC) - Expand

офф

[identity profile] talferova.livejournal.com 2009-12-17 09:38 pm (UTC)(link)
ну, в воздухе витает. давно хочу Пенсил-клуб на "кому живется" раскрутить :) собираемся-то редко теперь. на Рождество - на "Вишневый сад" напрягла... юбилей... но следующее - точно, пора!

Re: офф

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-17 09:46 pm (UTC)(link)
Гениальное произведение.

Re: офф

[identity profile] talferova.livejournal.com 2009-12-17 10:08 pm (UTC)(link)
ну, предыдущим был, кажется, "Гамлет" :))

Re: офф

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-17 10:12 pm (UTC)(link)
Какой у Вас "скус" хороший! (© Б. Шергин)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com 2009-12-17 09:52 pm (UTC)(link)
я подумала и решила не распыляться. Пусть люди у тебя пишут, у меня всё равно вход закрыт :)

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-17 09:57 pm (UTC)(link)
Как это закрыт? ты же вроде не подзамочно пишешь?

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com 2009-12-18 09:06 am (UTC)(link)
уже неделю как подзамочно :)
http://gudi-gudi.livejournal.com/99712.html

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 09:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 10:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 10:59 (UTC) - Expand

[identity profile] una-tartaruga.livejournal.com 2009-12-17 10:00 pm (UTC)(link)
Это времена года в красках.





А время мне представляется в виде большого, но легкого воздушного шара. Он то сдувается, то надувается (то сжимается время, то растягивается), и летит себе по ветру то вверх, то влево, то вправо. А внутри пустота и неизвестность.

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-17 10:03 pm (UTC)(link)
Я фшоке!
Оно у вас у всех идёт по кругу и то сжимается, то "разжимается"...
Ой, мамочки!

Рисунок - классный, можно юзерпик делать!

[identity profile] una-tartaruga.livejournal.com 2009-12-17 10:13 pm (UTC)(link)
А у тебя никогда не случалось так, что ты успела каким-то чудом, хотя это было нереально?
Или наоборот: непонятно, по каким причинам опоздала, хотя вышла даже раньше?
"Успела" и "опоздала" - это в широком смысле...

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 09:12 (UTC) - Expand

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com 2009-12-18 09:09 am (UTC)(link)
это ваше восприятие времён года такое? здОрово! надо мне тоже своё нарисовать!

[identity profile] una-tartaruga.livejournal.com 2009-12-18 09:29 am (UTC)(link)
Да. Я почему-то многое представляю в цвете :)
Причем, когда я времена года рисовала, даже не догадывалась, что в итоге выйдет.
Интересно, какой у Вас рисунок будет? :)

А время как категорию вижу светло-светло голубым...

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 09:39 (UTC) - Expand

[identity profile] vseleniya.livejournal.com 2009-12-18 08:16 am (UTC)(link)
Тамара, вы знаете, я тоже спрашивала у многих после своего поста о восприятии времен года и у многих оно круглое что ли :))).
Спасибо за то, что поместили меня в своем лоскутке. Замечательный получился лоскуток и комментарии интересные

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-18 09:10 am (UTC)(link)
Леночка, а Вы мой ответ в личку получали вчера?

[identity profile] vseleniya.livejournal.com 2009-12-18 09:14 am (UTC)(link)
Нет, Тамара, ничего не было :(

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com 2009-12-18 09:24 am (UTC)(link)
ещё хотела написать о своём восприятии времени.

оно движется у меня по горизонтальной линии, на которой есть отметочный пункт-движок. Ну вот примерно так:


-------------------------------I----------

Слева - прошлое, справа - будущее, и движок движется, понятно, вправо. Причём он стоИт именно что не на конечной точке линии-времени, и не на её середине, а где-то в её правой стороне. Я объясняю себе это тем, что у меня ещё есть будущее :) Когда будущего не будет, движок наверное будет замыкать линию.

Раньше, лет до 20, я себе время вообще никак не представляла, как-то не задумывалась об этом. Я тогда была студенткой, и к нам пришёл новый препод по философии, очень умный мущщинка :) Он много рассказывал интересного про то, что в книжках не стоЯло :) в том числе о дохристианской культуре. Тогда я спросила его, как измерялось время "до нашей эры" и "после нашей эры", почему до рождения Христа у времени обратный отстчёт? Мне это казалось нелогичным (учитывая мою тогдашнюю атеистичность) :) Тогда он нарисовал вот такую шкалу, как я выше нарисовала, и поставил этот пункт посередине, и сказал, что пункт - это Рождение Христа и это было событие такого масштаба, что время до него поставили в обратном порядке отсчёта, и коммунисты даже не решились это дело отменить (по их обыкновению всё менять и отменять). И вот с той поры у меня появилось чёткое представление о времени, только отсчёт у него "правильный" - от условного нуля в начале линии до сегодняшнего дня-месяца-года на примерно той позиции, где стоит сейчас движок.

Вот так. :)

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-18 10:42 am (UTC)(link)
Ой, слушай, Гудичка!

Именно так я рисовала моим китайчикам, объясняя им по их просьбе календарь, как называть даты (не 2.09.2009, а именно второе сентября две тысячи девятого года), время на часах (то есть когда половина первого, пятнадцать минут или четверть шестого, а у них-то часы изначально электронные), - я им именно такую шкалу с центром в виде рождения Христа нарисовала - как нулевую точку новой истории...

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com 2009-12-18 10:46 am (UTC)(link)
интересно, как китайцы измеряют время :)

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 10:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gudi-gudi.livejournal.com - 2009-12-18 11:23 (UTC) - Expand

[identity profile] lidiamp.livejournal.com 2009-12-18 04:56 pm (UTC)(link)
О "помесячном плане" мы как раз у Вселеночки в том посте говорили, и я написала ей в комменте:

А я всегда месяцы мысленно вижу расположенными на очень большом циферблате часов. Январь вверху посередине, где у часов 12, июль внизу, где 6, ну и так далее. Наверно, так почти все представляют месяцы, я как-то не задумывалась над этим. надо будет поспрашивать. Может, у каждого своё представление: у кого дом, у кого часы, у кого ещё что-то.

Ну а если время в году у меня идёт по мысленному кругу и от января приходит снова к январю, но только это уже другой январь, и потом опять по новому кругу - то получается, конечно, спираль. Помните, Тамара, продавали в 90-х во всех киосках цветные пластиковые спирали радужной расцветки. Вот это моя модель времени. Во-первых, спираль, во-вторых цветная, радужная, что совпадает с моим представлением о времени. И в-третьих, сжимается и растягивается, как и время. И перекручивается при желании, и в спиральное кольцо сворачивается. Не исключаю, что время может в такое спиральное кольцо свернуться, что там говорят на эту тему наши физики?

[identity profile] tamara-borisova.livejournal.com 2009-12-18 05:04 pm (UTC)(link)
Лида, это гениально.
Ге-ни-аль-но!

Я это вечером вынесу в отдельный пост (со ссылкой на Вас).

А такая спираль у моих кошаков есть,я найду иллюстрацию! (Правда, вместе с кошаками.) :)))

[identity profile] lidiamp.livejournal.com 2009-12-18 05:13 pm (UTC)(link)
Тамара, такая спираль и у нас есть, я её нежно люблю и время от времени прячу от внуков, чтобы не порвали. Так что если не найдёте, могу её сфотографировать для иллюстрации. Но у меня всё это получится не очень быстро (фотоаппарат разрядился, сейчас поставлю на зарядку).

Да, а если время свернётся в спиральное кольцо, то мы в конце придём снова к началу - к самому первому кольцу, к началу времён, во как!