tamara_borisova: (мемуарная)
[personal profile] tamara_borisova
Начало здесь, остальное по тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».

31 мая — 5 июня 1983
[1]

Про Глазунова. Наложила на себя «эпиталаму» (см. 16 стр. ЛГ) [2]: если получит он премию [3], куплю бутылку и напьюсь [4].

В кино идут какие-то идиотические французские комедии (инспектор-разиня), отзываются неплохо о «Грачах» (артисты хороши), но сама не видела.

В журналах — застой. Из книг — Л. Лиходеев, «Боги, которые лепят горшки». Фельетоны у него интереснее. В ЖЗЛ — «Ал. Конст. Толстой» — для общего развития.

В «ЛО» [5] вычитала у Аннинского формулы Шукшина и Ю. Трифонова. Ш. — трагедия перехода (с потерей корней) деревни в город. Ю. Т. — трагедия интеллигенции, которая изничтожается бытом.

А когда экзамены в Москве?
И что Вы представите в реферате [6]?

На предмет анализа предложения на всех уровнях надо взять хорошие сборники упражнений и поразбирать [7].

Фонетика — в сб. Буниной, Василенко (составлял раздел М. Панов).

Словообразование — по Земской.

(И Панов, и Земская работают в Инст. русского языка, а может, уже и нет?)

Синтаксис — это Шведова, Золотова.
Академическая грамматика.
Морфологию — там же. Пусть она Вас не пугает. Но эту грамматику делают в Институте р. яз. — окажите им ласку, познакомьтесь хотя бы с проблемами по их трудам.
Для себя нарисуйте схему взаимосвязей грамматических категорий глагола, прилагательного, существительного.
Теорию частей речи, особняк местоимений... — далее везде.

Вчера была на спектакле Литературного театра. Представляли басни.
Произошло (для меня) открытие жанра. Очень смешно, современно, правда, делали мэтры. Козьма Прутков (Кондуктор и Тарантул) — два в сомбреро, фраках, гитаре, музыке, танце; «Прекрасная Лизетта» — мини-опера и т.д.

А сколько ещё можно взять у Кривина, Пруткова и т.д. И всё это при минимализме «внешних» затрат.

Я уже привела в порядок потолок, выволокла десять пудов каких-то бумаг, оклеила половину комнаты.
Так что можете приезжать.
Надеюсь кончить к концу июня.

Сейчас в Калининграде цветут, по-моему, все кустарники, а по дороге на море — фиолетовые поля люпина. Дождь поливает каждый день. Подозреваю, это до конца лета. Грибы произрастают, но никак не научусь различать говорушки и поганки, посему воздерживаюсь от сбора урожая.

Какое самочувствие у общества? Устремления? Настроения?
Приезжайте. Мы со Скибой будем на море ездить, а Вы будете оставаться дома, учить уроки [8].

[Боковая «вписка»]

В «Неделе» появился перевод «Хвийе се» — по-моему, так и мы можем.

Будьте здоровы

Роспись

Примечания

1. Датировка самой Г. В., то есть она начала письмо 31 мая, закончила 5 июня.

2. Галина Васильевна обыгрывает «путаницу» «среди простого народа» в словах эпиталама (свадебная песнь) и епитимья («деятельное покаяние»: исправление грехов путём исполнения какого-то действия/наказания). Народ так и говорил: наложить на себя эпиталаму.

3. Я откликалась 30 мая на известие о выдвижении Глазунова на премию, сообщённое мне Галиной Васильевной в предыдущем письме:

«Разве это жизнь?! Жара невыносимая, духота, по утрам просыпаешься от птичьего ора, по вечерам (ночам, вернее), какие-то “младенцы” козлиными голосами воют 2-3 песни — уже, наверное, неделю, всё те же. Да к тому же ещё Глазунова на премию потянуло. Ужас!».

4. Надо ли уточнять, что Галина Васильевна спиртного бутылками не употребляла (только в застолье, весьма умеренно, то есть рюмками, и редко). Тем страшнее гипербола горя от факта гипотетической выдачи премии нелюбимому персонажу...

5. Журнал «Литературное обозрение».

6. Я писала 14 июня:

«А ещё за эти дни написала (а теперь допечатываю) реферат. О чём он, и как написан — не признаюсь никому ни под какими пытками! (Пусть о моём позоре никто не узнает.)».
(А вам скажу по секрету: реферат назывался «О фантастическом у Гоголя с лингвистической точки зрения», на примере «Невского проспекта», «Шинели» и «Мёртвых душ»; я потом — в письме от 28 июня — призналась Галине Васильевне, но текста, по-моему, так и не показала.)
«Совсем я, как Кривопишина, стала. (С кем поведёшься.)
Мучилась с машинкой, ругалась (лента выскакивает, буквы не все пропечатываются). Листов 15 напечатала (или 20), а потом оказалось, что ленту неправильно вставила. Ну что ж, наверное, в первый раз в жизни идиот сам себя наказал».

(Зря похвасталась «во первых строка́х своего письма»: «Сегодня наконец объявили, что я уже не представляю опасности для окружающих [я переболела корью: заразилась от ученицы, у которой принимала экзамен: начальство спросило, мол, кто в детстве переболел корью и может принять экзамен у девочки? я вызвалась, поскольку мама мне всегда говорила, что в детстве я переболела абсолютно всеми болезнями... а-а-а, я вспомнила, — сказала мама, когда я заболела, — всеми болезнями, кроме кори... — Т. Б.]. И даже гулять разрешается. Вот. Кончилось моё заключение. Болела тяжело, со всякими осложнениями (но не “на голову”)».

И ещё «на тему реферата»:

[от 28 июня] «Мне Ира сказала, что из-за реферата [чтобы выпытать его тему и содержание — Т. Б.] меня собираются утягивать на дно морское? Пощадите! Нельзя ли смягчить наказание? Ну, например, иголки под ногти загонять? (Учитывая t° воды в Балтийском море.)
Нет, правда, мне просто стыдно...
Т.к. “вдруг” всё вышло, то писала его 2 дня, теорию всю старую пришлось брать, а новое — посмотрела, как это у Гоголя получается фантастика без всяких фантастических “штучек-дрючек”.
Взяла “Невский проспект”, “Шинель”, “Мёртвые души”. Т.е. почти то, о чём мы с Вами говорили по пути из библиотеки. В конце концов (и ради красного словца тоже!) доехала до Иванова, Эйзенштейна, Якобсона и др. с их метонимией (и с тем, что они говорили о метонимии как о стилевой черте л-ры ХIХ в.).
В общем, получилось “на копейку амуниции, на рубль амбиции”».

«Продолжение романа “Москва — Сумы”: собрала все документы, аккуратненько скатала в трубочку, уложила в полиэтиленовый мешочек и... потеряла около почты. Потом, правда, нашла, отправила 18 июня, с уведомлением. Уведомления до сих пор нет. Фатум! [документы вместе с рефератом принимали до 1 июля — Т. Б.]».

7. Этот совет мне не пригодился: синтаксический разбор предложений — это было моё любимое развлечение: ещё в институте на занятиях по синтаксису, где нужно было принести для разбора (найдя в художественных текстах) синтаксические конструкции помонструознее, я с лёгкостью находила и разбирала ССП, СПП и СКК [сложносочинённые, сложноподчинённые предложения и сложные синтаксические конструкции с обеими видами связи] из двадцати с лишним частей (у Толстого, Лёв Николаича, у кого же ещё найдёшь такую роскошь, к тому же осложнённую всяческими вводными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами... м-м-м-м...).

8. В том же письме — от 14 июня — я писала:

«Очень хочется приехать к Вам в гости. Только нельзя ли так устроить, чтобы Скиба оставалась дома учить уроки, а я ездила бы на море?..».

Из интересного «на закуску». Пока держу в руках своё письмо от 28 июня, две цитаты оттуда.

Первая:

«P. S. В характеристике [из школы, с места работы, — для аспирантуры — Т. Б.]: “Задачи советской школы понимает правильно”».

Вторая (в свете моих нынешних «этимологических разысканий»):

«Не читаю ничего: заново “прохожу” древнерусский и ст.-сл. Эх, нет за нами в институте “надзору”! Крупного бы такого, мускулистого преподавателя с палкой!».


Всевидящее Око

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства — значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

tamara_borisova: (Default)
tamara_borisova

January 2016

S M T W T F S
     12
3456 789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 3 July 2025 08:28
Powered by Dreamwidth Studios